<font face="Calibri, serif"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Организация летней оздоровительной работы</font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">в учреждениях дошкольного образования</font></font></font>
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилак<wbr />тических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительност<wbr />ь летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
<font size="3"><font size="4">Подготовка к летней оздоровительной работе</font></font>
<font size="3"><font size="4">Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:</font></font>
<font size="3"><font size="4">- наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;</font></font>
<font size="3"><font size="4">- наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;</font></font>
<font size="3"><font size="4">- функционирование поливочной системы;</font></font>
<font size="3"><font size="4">- обеспечение замены песка в многофункциональ<wbr />ных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительног<wbr />о документа);</font></font>
<font size="3"><font size="4">- засетченность окон в учреждении дошкольного образования.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">ресурсное обеспечение летнего оздоровления (</font><font size="4">мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки:</font><font size="4"> приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;</font><font size="4">площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей</font><font size="4">;</font><font size="4"> наличие детского огорода и др.);</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилак<wbr />тическая работа, система физкультурно-озд<wbr />оровительной работы, система закаливания);</font></font>
<font size="3"><font size="4">организация распорядка дня и образовательного процесса в летний период;</font></font>
<font size="3"><font size="4">взаимодействие с семьей;</font></font>
<font size="4">методические рекомендации для педагогических работников:</font>
– <font size="4">по профилактике острых кишечных инфекций;</font>
– <font size="4">по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;</font>
– <font size="4">по предупреждению детского дорожно-транспор<wbr />тного травматизма;</font>
-
<font size="3"><font size="4">Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Составляется расписание специально-орган<wbr />изованной деятельности</font><font size="4"> по образовательным областям«Физическая культура», «Искусство»;</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-орган<wbr />изованной деятельности, материалы консультаций для родителей;</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Создание безопасных условий жизнедеятельност<wbr />и детей</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательство<wbr />м.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">На территории учреждения дошкольного образования</font><font size="4"> </font><font size="4">не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Групповые площадки:</font></font>
-
– <font size="3"><font size="4">должны иметь инсолируемую и затененную части</font></font><font size="4">;</font>
– <font size="3"><font size="4">оборудоваться многофункциональ<wbr />ными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриватьс<wbr />я и покрытие утрамбованным грунтом</font></font><font size="4">;</font>
–<font size="2"><font size="4">обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать)</font><font size="4">;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;</font></font>
–<font size="3"><font size="4">установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Организация летнего оздоровления</font></font>
<font size="3"><font size="4">(организация питания, лечебно-профилак<wbr />тическая работа, система физкультурно-озд<wbr />оровительной работы, система закаливания)</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Предусматриваетс<wbr />я максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированног<wbr />о питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минера<wbr />льных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизирова<wbr />нных блюд не допускается.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Тематика физкультурно-мас<wbr />совых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.</font></font>
-
<font size="3"><font size="4">Физкультурно-озд<wbr />оровительная работа включает:</font></font>
-
– <font size="3"><font size="4">утреннюю гимнастику;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);</font></font>
– <font size="3"><font size="4">подвижные игры и физические упражнения на прогулке;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);</font></font>
– <font size="3"><font size="4">самостоятельную двигательную деятельность;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">закаливание.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Утренняя гимнастика</font><font size="4"> проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:</font></font>
<font size="3"><font size="4">комплекс общеразвивающих упражнений;</font></font>
<font size="3"><font size="4">обыгрывание сюжета;</font></font>
<font size="3"><font size="4">3-4 подвижные игры;</font></font>
<font size="3"><font size="4">физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;</font></font>
<font size="3"><font size="4">оздоровительный бег на участке;</font></font>
<font size="3"><font size="4">элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Физкультурные занятия на воздухе направлены на:</font></font>
<font size="3"><font size="4">повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствовани<wbr />е упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-раз<wbr />вивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.</font></font>
<font size="3"><font size="4">При организации </font><font size="4">подвижных игр и физических упражнений на прогулке</font><font size="4"> особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:</font></font>
<font size="3"><font size="4">комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):</font></font>
<font size="3"><font size="4">профилактика нарушений осанки и плоскостопия;</font></font>
<font size="3"><font size="4">развитие координационных способностей;</font></font>
<font size="3"><font size="4">развитие физических качеств;</font></font>
<font size="3"><font size="4">совершенствовани<wbr />е двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">игры с элементами спортивного ориентирования;</font></font>
<font size="3"><font size="4">комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельност<wbr />ь воспитанников.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Активный отдых</font><font size="4"> (</font><font size="4">физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Самостоятельная двигательная деятельность</font><font size="4"> </font><font size="4">является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:</font></font>
<font size="3"><font size="4">включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);</font></font>
<font size="3"><font size="4">обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;</font></font>
<font size="3"><font size="4">предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;</font></font>
<font size="3"><font size="4">индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Закаливание</font><font size="4"> является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-озд<wbr />оровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):</font></font>
<font size="2"><font size="4">ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительност<wbr />ью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);</font></font>
<font size="2"><font size="4">многократное умывание в течение дня;</font></font>
<font size="2"><font size="4">полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;</font></font>
<font size="2"><font size="4">дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);</font></font>
<font size="2"><font size="4">ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Организация образовательного процесса в летний оздоровительный период</font></font>
<font size="3"><font size="4">Художественно-эс<wbr />тетическая работа включает:</font></font>
<font size="3"><font size="4">изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);</font></font>
<font size="3"><font size="4">музыкальную деятельность воспитанников;</font></font>
<font size="3"><font size="4">ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.</font></font>
<font size="3"><font size="4">При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:</font></font>
<font size="3"><font size="4">рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прик<wbr />ладного искусства, отображающих красоту летней природы;</font></font>
<font size="3"><font size="4">проведение художественно-ди<wbr />дактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;</font></font>
<font size="3"><font size="4">экспериментирова<wbr />ние с изобразительными<wbr />, природными и дополнительными материалами;</font></font>
<font size="3"><font size="4">включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);</font></font>
<font size="3"><font size="4">освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография<wbr />, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);</font></font>
<font size="3"><font size="4">аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);</font></font>
<font size="3"><font size="4">детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-прос<wbr />транственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).</font></font>
<font size="3"><font size="4">В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:</font></font>
<font size="3"><font size="4">включение изобразительной деятельности в детские праздники;</font></font>
<font size="3"><font size="4">проведение развлечений, которые включают экспериментирова<wbr />ние детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;</font></font>
<font size="3"><font size="4">организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:</font></font>
<font size="3"><font size="4">использование музыки в режимных моментах;</font></font>
<font size="3"><font size="4">фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;</font></font>
<font size="3"><font size="4">проведение музыкально-дидак<wbr />тических игр и заданий, музыкальных викторин;</font></font>
<font size="3"><font size="4">включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);</font></font>
<font size="3"><font size="4">сольное и коллективное музицирование;</font></font>
<font size="3"><font size="4">самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).</font></font>
<font size="4">На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.</font>
<font size="3"><font size="4">В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.</font></font>
<font size="3"><font size="4">В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.</font></font>
-
<font size="4">Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за: </font>
-
– <font size="3"><font size="4">качеством поставляемых продуктов питания, </font><font size="4">введением в рацион соков, фруктов, овощей;</font></font>
– <font size="4">приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);</font>
– <font size="4">С-витаминизацией дневного или суточного рациона;</font>
– <font size="4">организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;</font>
– <font size="2"><font size="4">соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;</font></font>
– <font size="4">обеспечением санитарно-эпидем<wbr />иологического режима в группах;</font>
– <font size="2"><font size="4">организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;</font></font>
– <font size="2"><font size="4">одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;</font></font>
– <font size="4">проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;</font>
– <font size="4">обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;</font>
– <font size="3"><font size="4">исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;</font></font>
– <font size="3"><font size="4">функционирование поливочной системы;</font></font>
-<font size="4" style="font-size: medium;">засетченность окон в учреждении дошкольного образования. </font>
-
<font size="4" style="font-size: medium;">ЛИТЕРАТУРА:</font>
-
<font size="4">Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. </font>
-
<font size="4">№ 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З).</font>
<font size="3"><font size="4">Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период.</font><font size="4"> </font><font size="4">Методические рекомендации Министерства образования РБ 27.04.2007 №и- 10 -16/75</font></font>
<font size="3"><font size="4">Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь25 января 2013 г. № 8.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Образовательные стандарты. Дошкольное образование. ПОСТ. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29.12.2012 № 146.</font></font>
<font size="4">Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
25 июля 2011</font><font size="4"> </font><font size="4">г. №</font><font size="4"> </font><font size="4">150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 №</font><font size="4"> </font><font size="4">78).</font><font size="3"><font size="4">Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2011/2012 учебном году.Инструктивно-мет<wbr />одическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. </font></font>
<font size="3"><font size="4">Инструктивно-мет<wbr />одическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы </font><font size="4">в учреждениях дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015.</font></font>
<font size="3"><font size="4">Инструктивно-мет<wbr />одическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от от 28.06.2012 г.</font></font>